Славянская и Иудаистическая мифология — Боян.

  • Авдотья Рязаночка
  • Авель
  • Авраам
  • Адам и Ева
  • Алеша Попович
  • Андрей
  • Баба - Яга
  • Боян
  • Буй-тур Всеволод
  • Валтасар
  • Василий Буслаевич
  • Волх Всеславьевич
  • Георгий Победоносец
  • Даниил
  • Дунай Иванович
  • Евпатий Коловрат
  • Иван - Богатырь
  • Илья Муромец
  • Кащей Бессмертный
  • Лазарь
  • Лихо одноглазое
  • Лыбедь
  • Лях
  • Марья Моревна
  • Микула Селянинович
  • Михаил Потык
  • Никита Кожемяка
  • Пересвет
  • Святогор
  • Вяйнямейнен
  • Лемминкяйнен
  • Альвис
  • Адвари
  • Атли
  • Беовульф
  • Брюнхильда
  • Гулльвейг
  • Амур
  • Венера
  • Геркулес
  • Грации
  • Диана
  • Меркурий
  • Минерва
  • Флора
  • Церера
  • Амата
  • Аттий Навий
  • Тарпея
  • Акер
  • Амон
  • Анубис
  • Бену
  • Адапа
  • Воскресение Осириса
  • Гимн Осирису
  • Исида и Гор в болотах Дельты
  • Исида и Нефтида находят тело Осириса
  • Истребление людей
  • Плач Исиды и Нефтиды
  • Ра и Змей
  • Агунда
  • Али
  • Ананда
  • А-нюй, Э-нюй
  • Аран
  • Аранбуль
  • Арен
  • Арнаваз
  • Арупап
  • Бахрам Гур
  • Бодончар
  • Ван Хай
  • Ванцзы Цио
  • Гумиры
  • Гуштасп
  • Зяунг
  • Искандар
  • Кава, Кова
  • Кай Кавус
  • Кунье
  • Люхва
  • Манджушри
  • Падмасамбхава
  • Будда Шакьямуни
  •  


    Боян.

    flip text

    Славянская и Иудаистическая мифология - Боян

    Боян — Об этом легендарном древнерусском певце и слагателе песен поведал нам автор «Слова о полку Игореве». Изображая людей или описывая события, автор «Слова» часто прибегал к иносказаниям, пользовался символами и метафорическим языком, так что его описания для нас полны различных загадок. Немало загадочного и в личности Бояна. Эпитет «вещий» относит нас к тем временам, когда певца-поэта считали наделенным особой мудростью, тайными знаниями и способностью предсказывать, предугадывать, а то и вызывать своими песнями события.

    С другой стороны, Боян — «соловей старого времени». Это подчеркивает красоту его песен, может быть, даже изысканность и безупречность поэтической манеры. Вероятно, Бояну были свойственны широта замыслов, свободный полет воображения«игра фантазии: «если кому хотел песнь воспеть, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками».

    Мы узнаём, что Боян не только складывал и исполнял свои песни, но и сам играл на гуслях, и эта игра была такой же необыкновенной. Автор сравнивает ее с соколиной охотой: «Тогда напускал десять соколов на стадо лебедей: который догонял какую, та первой и пела песнь… Боян же, братья, не десять соколов на стадо лебедей пускал, но свои вещие перста на живые струны воскладал; они же сами князьям славу рокотали». Гусли будто сами волшебно играли под перстами поэта!

    Автор «Слова» как бы примеривает к Бояну события своей поэмы и придумывает за него две запевки, которыми бы тот начал песнь об Игоревом походе: «Не буря соколов занесла через поля широкие — стаи галок бегут к Дону великому»; «Кони ржут за Сулой — звенит слава в Киеве; Трубы трубят в Новгороде — стоят стяги в Путивле». Когда жил Боян? Об этом можно догады-ваться по именам князей, которых, как свидетельствует автор «Слова», воспел певец. Это «старый Ярослав», то есть Ярослав Мудрый (умер в 1054 году); «храбрый Мстислав, что зарезал Редедю перед полками касожскими». Эти слова нуждаются в комментарии.

    Мстислав Владимирович, князь Черниговский и Тмутараканский (умер в 1036 году), брат Ярослава Мудрого, прославился богатырским подвигом, о котором рассказала летопись под 1022 годом: князь пошел на касогов (черкесов), и, когда полки сошлись, касожский князь Редедя предложил решить дело единоборством; Редедя был «велик и силен», и Мстислав стал изнемогать, тогда он обратился за помощью к Богородице и тут же обрел силу, «ударил Редедю о землю и, выхватив нож, зарезал Редедю, и пошел в землю его, взял все его имущество и жену его и детей его, и дань возложил на касогов». Вот этому-то князю и воспел славу Боян. А третьим героем упоминается «Красный Роман Святославич», князь Тмутараканский, внук Ярослава Мудрого, убитый в 1079 году.

    Если к этому добавить, что, согласно «Слову о полку Игореве», Боян «вспоминал первых времен усобицы», то есть начало княжеских раздоров, то скорее всего он жил в середине или во второй половине XI века (во всяком случае, на это время падает его поэтическое творчество).

    О Бояне позднее вспоминали и в других произведениях Древней Руси, и в XIX веке, но источник у всех был один — «Слово о полку Игореве». Был ли в действительности такой певец-поэт или автор «Слова» его «выдумал», создав поэтический образ, в котором воплотил реальные черты придворных певцов Киевской Руси, — останется навсегда загадкой. Однако же благодаря «Слову» Боян вошел в сознание людей Древней Руси как великий слагатель и исполнитель устных песен во славу князей.








  • Ганеша
  • Агастья
  • Арджуна
  • Атхарван
  • Ахалья
  • Бхарата
  • Бхима
  • Бхиригу
  • Гаутама
  • Драупади
  • Кунти
  • Притхи
  • Радха
  • Абдер
  • Агава
  • Агамемнон
  • Адмет
  • Адонис
  • Актеон
  • Андромеда
  • Аякс
  • Беллерофонт
  • Брисеида
  • Бузиг
  • Галатея
  • Ганимед
  • Гармония
  • Гектор
  • Геракл
  • Геспериды
  • Гиакинф, Гиацинт
  • Гилас
  • Гипподамия
  • Даная
  • Дафна
  • Девкалион
  • Дедал и Икар
  • Европа
  • Ифигения
  • Калипсо
  • Каллироя
  • Каллисто, Каллиста
  • Церцея
  • Леда
  • Медея
  • Нарцисс
  • Плеяды
  • Полифем
  • Приам
  • Вампиры:
  • Аниука
  • Инкубы
  • Суккубы
  • Ламия
  • Другие вампиры
  • Великаны:
  • Ванапаганы
  • Варклапы
  • Волот
  • Гримтурсы
  • Дсонакавы
  • Русалки:
  • Ахти
  • Берегини
  • Вилы
  • Водяной
  • Лобасты
  • Лоскотуха
  • Мавки
  • Мемозина
  • Мерроу
  • Сирены
  • Су-кызлары
  • Тритон
  • Ундине и наре
  • Фараонка
  • Хы-гуаше
  • Ведьмы и колдуны:
  • Ведуны и ведуньи
  • Ведьмак
  • Ведьма
  • Волшебники
  • Ворожеи
  • Гадалки
  • Еретик
  • Некроманты
  • Чародей
  • Чернокнижник